
Сохранение и укрепление здоровья детей и подростков, а уж тем более сохранение их жизни, является одной из самых главных задач нашего общества.
Профилактика суицидального поведения у детей и подростков является системой общих и специальных мероприятий на разных уровнях: на общегосударственном и правовом уровне, на общественном уровне, медицинском, педагогическом, социально-психологическом и семейном уровнях.
К условиям успешности профилактической работы можно отнести следующие составляющие: комплексность, последовательность, дифференцированность, своевременность. Своевременность приобретает главное значение при работе с подростками. Известный факт, что подростковые суициды в большинстве случаев совершаются в состоянии аффекта.
От внимательного отношения и грамотного, своевременного реагирования окружающих (родителей, педагогов, сверстников, медицинских работников) зависит, реализует свой суицидальный план подросток или остановит его.
Так как в данном докладе перед нами не стоит цель рассмотрения факторов суицидального поведения (а их огромное множество), перейдём к главной теме данной статьи: к рассмотрению способов предотвращения, профилактики суицида детей и подростков.
Основные задачи профилактики суицидов в учебных заведениях следующие:
- Своевременное выявление учащихся с личностными нарушениями и обеспечение их психологической поддержкой.
- Установление с детьми более близких отношений путём доверительных бесед с искренним стремлением понять их и оказать им помощь.
- Проявление наблюдательности и умения своевременного распознания признаков суицидальных намерений, высказываний или изменений в поведении. Помнить, что мнение о том, что кто часто угрожает покончить с собой, никогда не сделает этого, не только ошибочно, но и опасно.
- Оказание помощи в учёбе, ученикам с низкой успеваемостью. Плохая успеваемость и стыд от этого, насмешки, могут стать фактором суицида.
- Контроль посещаемости и прогулов. Выявление причин пропусков занятий.
- Изучение семьи, условий жизни ребёнка.
- Выявление психических болезней ребёнка, своевременное оказание психологической помощи, предотвращение алкоголизма и наркозависимости, токсикомании.
- Осуществление мероприятий по ограничению доступа к возможным средствам самоубийства: к токсическим веществам, к опасным медикаментам, огнестрельному и иному оружию.
- Формирование у детей позитивных потребностей, формирование умения всегда быть занятым конструктивными делами и занятиями, быть трудолюбивым, любознательным.
- Раннее формирование устойчивых интересов (спорт, искусство, познание, изучение чего либо).
- Организация деятельности детей и подростков, которая является альтернативой отклоняющемуся поведению: кружки по интересам, спортивные секции, художественные или танцевальные классы, экскурсии и турпоходы, благотворительная деятельность и т.д.
- Одной из мер профилактики отклоняющегося поведения у детей и подростков в государственном масштабе можно назвать оказание учителям и воспитателям в преодолении стресса на рабочих местах. Ведь известный факт: лучший учитель – это здоровый учитель.
Формы профилактики подросткового суицида
Предупреждение побуждений к самоубийству и повторных суицидальных попыток у несовершеннолетних относится к одной из важных задач воспитателей, родителей и школьных психологов. Вот некоторые формы профилактики подростковой суицидальности:
- Соблюдение педагогической тактики, требований педагогической культуры в повседневной работе каждого воспитателя, учителя и родителя.
- Освоение знаний возрастной психопатологии, а также соответствующих приемов индивидуально-психологического подхода, лечебной педагогики и психотерапии.
- Раннее выявление контингента риска на основе знания его характеристики в целях динамического наблюдения и своевременной психолого-педагогической коррекционной работы.
- Неразглашение факторов суицидальных случаев в школьных коллективах.
- Рассмотрение угрозы самоубийства в качестве признака повышенного суицидального риска. Мнение о том, что тот, кто угрожает покончить с собой, никогда этого не сделает, не только ошибочно, но крайне опасно.
- Проведение при необходимости тактичной консультации подростка с психологом, психотерапевтом, психиатром.
- Формирование у учащихся таких понятий, как «ценность человеческой жизни», «цели и смысл жизни», а также приемов психологической защиты в сложных жизненных ситуациях. Ничем не может помешать напоминание подросткам о том, что все мировые религии предупреждают о тяжелой участи самоубийцы. Жизнь не заканчивается после смерти, а самоубийца, по всем мировым вероучениям, испытает адские мучения, покончив жизнь самоубийством.
- Повышение стрессоустойчивости путем психологической подготовки подростка к сложным и противоречивым реалиям современной жизни, формирование готовности к преодолению ожидаемых трудностей.
Если существует суицидальный риск или уже произошла попытка суицида.
Чаще всего несовершеннолетние в состоянии стресса или после совершённой попытки испытывают главную проблему – проблему общения, т.е неспособности или невозможности обсудить с кем-то возникшие проблемы. Поэтому диалог с ребенком в это время является бесценным. Первым шагом в предупреждении самоубийства всегдя является установление доверительного общения с подростком. Это очень трудно, но нужно проявить всю мудрость и терпение.
- Внимательно выслушайте подростка. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.
- Оцените серьезность намерений и чувств ребенка.
- Оцените глубину эмоционального кризиса. Подросток может испытывать серьезные трудности, но при этом не помышлять о самоубийстве.
- Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным жалобам и обидам ребенка.
- Не бойтесь прямо спросить не думает ли он (она) о самоубийстве. Часто подросток бывает рад возможности открыто высказать свои проблемы.
Следущие вопросы помогут завести разговор о самоубийстве и определить степень риска в данной ситуации:
-Похоже, что у тебя что-то стряслось?
-Ты думал когда-нибудь о самоубийстве?
-Каким образом ты собираешься это сделать? (Этот вопрос поможет определить степень риска: чем более подробно разработан план, тем выше риск суицида).
Помощь подросткам с суицидальными наклонностями или совершившими попытку суицида:
- Вы должны оставаться самим собой. Иначе ваши разговоры и действия будут фальшивыми в глазах ребенка.
- В вашу задачу входит вступить с подростком в доверительные отношения, чтобы о смог рассказать вам, что у него на душе.
- Не столь важно, что вы говорите, важно как вы говорите. Если вы не можете найти нужных слов, но искренне сопререживаете ребенку, ваш голос, интонация, мимика передадут ваши чувства.
- Говорите на равных, а не как старший.
- Не думайте, что вы должны что-то говорить, когда возникнет пауза. Молчание дает каждому из вас время подумать.
- Проявите искреннее участие, а не допрос с пристрастием. Простые и прямые вопросы «Что случилось?», «Что произошло?» будут мене угрожающими, чем сложные, Напоминающие допрос, вопросы.
- Направляйте разговор в сторону боли ребенка, а не от нее.
- Будьте на стороне ребенка. Не принимайте сторону людей, которым он причиняет боль или которые причиняют боль ему.
- Дайте возможность ребенку найти свои собственные ответы, даже если вы считаете, что знаете очевидное решение и выход.
- И последнее. Когда вы не знаете, что сказать, не говорите ничего. Но будьте рядом!
В заключении можно сказать следующее. Самоубийство является сложным, многоплановым явлением. Сегодня оно представляет серьёзную проблему общественного здоровья, требующую постоянного внимания.
Профилактика самоубийств, помимо усилий специалистов в области суицидологии, предусматривает повышение уровня знаний в этой области не только работников учебных заведений, но и родителей и всего общества в целом.